Помогать - так помогать!

Исследования доказывают, что в вопросах выполнения домашней работы, а также образования и психологии ребёнка, в целом, главенствующую роль играет участие родителей. Осознание ребёнком значимости домашнего задания и собственная инициатива в его выполнении приводят к большей заинтересованности предметом и, соответственно, более высоким результатам. 

Именно поэтому так важно, чтобы родители прикладывали усилия именно в направлении мотивации ребёнка. Что же касается попыток инструктирования и помощи в выполнении самого задания, то они могут нести за собой негативные последствия. Что действительно следует делать, так это поддерживать успех ребёнка, чаще обсуждать с ним его планы и ожидания, помочь сформировать традиционную атмосферу домашних занятий. Доказано, что школьники с выработанным ритуалом работы - установленным временем, постоянным и прибранным местом для работы и чётким алгоритмом действий - обладают большей уверенностью в своём успехе, более высокой степенью ответственности и, в конечном итоге, более значимыми результатами. Домашние задания - прекрасная возможность для родителей помочь ребёнку в формировании таких качеств, как умение работать над собой, распределять свои силы и время, моделировать стратегии учёбы и самостоятельно добиваться успеха, а значит расти самодостаточной и уверенной в себе личностью.  

                                     

Родителям также стоит научиться предоставлять детям свободу. Зачастую, когда желание делать уроки у ребёнка отсутствует напрочь, родители инстинктивно начинают командовать, угрожать, грозно следить или самостоятельно приниматься за работу. Но эта тактика окажется успешной лишь в разрешении конкретной ситуации, оставляя отрицательное воздействие на развитие событий в будущем. Куда лучше было бы попытаться объяснить ребёнку, почему даже самая скучная домашняя работа поможет ему добиться конечных целей, не говоря уже о хорошей оценке в дневнике уже на следующий день. Предоставьте выбор, подчеркните, что Ваш ребёнок имеет право на собственный стиль в выполнении задания. Дети не должны ощущать рутину, но напротив, должны осознавать, что учёба - это их собственный выбор, лишь в таком случае заинтересованность и успех возрастут в разы. 

И всё же, каким образом ни принимали бы родители участие в образовании ребёнка, действительно необходимым является одно -  донести до него, что ошибки - это абсолютно необходимая часть обучения, свидетельство мыслительного процесса и неотъемлемая ступень на пути к большому успеху. 

Эрика А. Patall, доцент кафедры педагогической психологии 
в Педагогическом колледже при Университете штата Техас в Остине, ноябрь 2014.