Считаю по памяти

Приступая к изучению математики, мы все начинаем со счёта «на пальцах», а затем всё больше вовлекаем в процесс работы свою память. Но почему-то во взрослом возрасте некоторым из нас подсчёты удаются буквально играючи, а для кого-то становятся настоящей проблемой. Причиной этому озадачился профессор психологического факультета Стэндфордского Медицинского Университета Винод Менон.

Многолетние исследования показали, как головной мозг проходит этапы реорганизации в процессе изучения математики. Его результаты не только объясняют, как развитие ребёнка происходит в норме, но и служат отправной точкой в анализе причин ограниченных возможностей детей.

«Мы хотели понять, каким образом дети усваивают знания и почему некоторым из них запоминать удаётся намного легче, - утверждает профессор. – Наша работа демонстрирует динамику процессов в голове ребёнка в ходе его развития.»

В исследовании принимали участие дети в возрасте 7-9 лет, решающие несложные математические задачи во время двукратного проведения магнитно-резонансной томографии – второе обследование проводилось спустя год после первого. В то же время были обследованы подростки в возрасте 14-17 лет и взрослые люди в возрасте 19-22 года. Все участники обладали средним показателем IQ. Учитывая, что исследование предлагало решение оптимальных возрасту задач, в ходе отбора были исключены дети с гиперактивностью, не умением сосредоточиться или просто отстающие по предмету. Участники использовали знания, полученные в школе, без каких-либо дополнительных инструкций исследователей.

В ходе исследования было продемонстрировано, что дети в возрасте 8-9 лет начинали думать быстрее и точнее, больше вовлекая в процесс решения участок головного мозга, отвечающий за память (гиппокамп), нежели за подсчёты. В течение последующего года они продолжали изучать математику, как основной предмет в школе, после чего обследование головного мозга повторилось и продемонстрировало, что этот же участок головного мозга, ответственный за формирование памяти, стал значительно более активным. Обследование же взрослых и даже подростков выявило активацию уже совсем других участков в головном мозге в ходе решения задач (а именно, коры головного мозга).

«Это означает, что задействованные в процессе решения математических задач участки головного мозга ребёнка формируют каркас их мыслительной активности и долговременной памяти, - поясняет профессор Менон. – Они же в последующем формируют различные соединения, обеспечивающие  деятельность нашего мозга во взрослом возрасте.» Таким образом, у взрослых способность развития и использования этих участков головного мозга теряется, хотя информация, заложенная в них в детском возрасте, и остаётся в памяти.

Исследование наглядно продемонстрировало значение математики в развитии мыслительных способностей, интеллекта и памяти ребёнка. Какой бы профессии Вы и Ваш ребёнок ни отдавали предпочтение в своих планах, однако на этапе школьного обучения именно этот предмет является абсолютно необходимым для нашего развития и будущих успехов.

Основано на исследовании профессора Стэндфордского Медицинского Университета, 
Винода Менона, 2014г.