Тонкие струны детской психики

Факультет психиатрии медицинского университета Вермонта провозгласил: дети, регулярно занимающиеся игрой на скрипке или фортепьяно, способны в разы превзойти успехи своих сверстников. Причиной тому является умение легче фокусировать своё внимание, контролировать эмоции, справляться с неудачами.  

Доктор медицинских наук, профессор психиатрии и директор центра развития детей, молодёжи и семей в Вермонте, Джеймс Хаджиак с коллегами провели "крупнейшее исследование по взаимосвязи занятия на музыкальных инструментах и развития мозговой деятельности ребёнка". Научная работа включала в себя обследование 232 детей в возрасте от 6 до 18 лет посредством магнитно-резонансной томографии. 

С возрастом толщина коры головного мозга меняется. В своих предыдущих исследованиях профессор убедился, что её утолщение и истончение в определённых областях находятся в прямой зависимости от тревоги и депрессий, агрессии, проблем с концентрацией внимания и самоконтролем, причём всё это касается не только детей с нарушениями психики, но и абсолютно здоровых. Целью нынешней работы стало изучить, оказывает ли занятие на музыкальных инструментах положительное влияние на перечисленные выше аспекты. 

Этим исследованием профессор рассчитывал поддержать собственную теорию о том, что окружающая ребёнка среда - родители, учителя, друзья, животные, дополнительные активности - несут основополагающий вклад в формирование его психического здоровья. "И музыка - один из важнейших компонентов в этом перечне" - утверждает доктор.

Предположения исследователей подтвердились. Занятия на музыкальных инструментах находили своё отражение на двигательной активности мозга через необходимость контролировать и координировать движения в процессе игры. Более того, положительные изменения были обнаружены именно в тех зонах головного мозга, которые соотносятся с процессами регуляции деятельности, формирования памяти, концентрации внимания, организации и планирования своего времени, а также контроля над эмоциями.

Профессор абсолютно убеждён: для ребёнка с лабильной психикой игра на скрипке может полностью заменить целый курс медикаментозной терапии. "Проблема в том, что вместо того чтобы направить ребёнка в позитивное русло через правильно подобранные активности, мы занимаемся поиском лекарств от уже сформировавшихся у него негативных проявлений" - утверждает Хаджиак. 

Однако в Америке такой подход расценен, как весьма затруднительный к исполнению. Ведь, согласно статистике Департамента Образования США, 3/4 детей на вопрос об опыте посещения занятий музыкой отвечают "редко или никогда". Профессор Хаджиак убеждён: "Эти цифры, с учётом современной ситуации с психическим состоянием молодёжи, вынуждают всерьёз задуматься о том, каким образом в кратчайшие сроки донести до населения значимость привлечения детей к игре на музыкальных инструментах с самого раннего возраста".

На основании исследования д.м.н., проф. Дж. Хаджиака (James Hudziak), 
факультет психиатрии медицинского университета, штат Вермонт.